• пятница, 29 Марта, 13:18
  • Baku Баку 14°C

Вселенная Рустама Ибрагимбекова

09 мая 2021 | 09:00
Вселенная Рустама Ибрагимбекова
ТВОРЧЕСТВО
В московском Crocus City Hall прошла церемония награждения лауреатов национальной кинопремии «Ника», учрежденной еще в 1988-м. Премия вручалась за 2019 и 2020 гг., так как в прошлом году торжества отменили из-за пандемии.
Награду в специальной номинации имени Эльдара Рязанова «Честь и достоинство» за 2020 год получил заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР и России, председатель Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, писатель, кинодраматург и кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков.
Награду вручал кинорежиссер Андрей Кончаловский, заявив следующее: «У меня появилась возможность поблагодарить Рустама Ибрагимбекова… 50 лет назад… нет, чуть больше, мы задумали сценарий фильма – ты, Валя Ежов и я – о басмачах. И уехали писать, помнишь? Я увлекся чем-то другим, сказал «Ребята, пишите сами», а потом уехал в Москву на фестиваль. И слава Богу, что я уехал, потому что вы без меня написали шедевр «Белое солнце пустыни». Спасибо большое».
Свою ответную речь Рустам Ибрагимбеков начал с воспоминания о детстве: «Когда мне было пять лет, сосед, которому было примерно столько же, сколько мне сейчас – на него оставляли детей в нашем бакинском дворе родители, уходя на работу (это был 1944 год, мужчины в основном воевали), – нас время от времени собирал и строго говорил: «Дети! Вы должны жить так, чтобы на ваши похороны пришли достойные люди»… Должен сказать, что всю жизнь я пытаюсь выполнить завет этого наставника нашего бакинского двора. Судя по всему, у меня это получается. Я рад тому, что мои коллеги, люди весьма разборчивые, сочли возможным одобрить мое жизненное поведение, которое мне самому порой кажется сомнительным, и наградили меня такой дорогой для меня премией… Я тронут…»
Личность, судьба и творчество Рустама Ибрагимбекова – полное опровержение знаменитой и широко растиражированной теории Хантингтона о столкновении цивилизаций. Ведь он, азербайджанец, сформировавшийся как художник в большой интернациональной России, не потерял ничего своего национального и получил возможность работать на высоком профессиональном уровне в российском и мировом кино.
У Лао Цзы есть притча, которую любил и по-своему пересказывал Лев Толстой. Суть ее такова: вода – самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении крепкого она непобедима - слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое… Не многим это дано…
Рустам Ибрагимбеков, как та вода, – в существе оставаясь самим собой, движется, впитывая на своем творческом пути ритмы, скрытые в человеческом бытии, претворяя внешние преграды и наслоения, образы и краски действительности в слово, в образы. Может быть, потому и проза его живая, в ней не ощутимо ни грана того, что именуется «литературщиной» как в сюжетах, так и в характерах, судьбах героев, в их речи и поведении. Ты можешь никогда не бывать в бакинском дворе, не знать его обитателей и притягательного своеобразия уклада этого южного приморского города. Но атмосфера рассказов и повестей Ибрагимбекова настолько достоверна, что создается полная иллюзия твоего собственного присутствия среди его персонажей. Иллюзия включенности в эту жизнь вне зависимости от национальности, времени и расстояния. Как будто это и ты пьешь душистый чай в знойный день «на старом скрипучем балконе, с края которого, перегнувшись через перила, можно было увидеть море…» («Храм воздуха»).
В чем основа натуры и убеждений писателя и кинорежиссера? Послушаем самого Рустама Ибрагимбекова.
Р. И. – Сегодня очень мало точек на земле, где не происходит какой-нибудь борьбы, политической, социальной, военных столкновений и конфликтов… А я думаю, человечество должно бороться прежде всего за то, чтобы будущее состоялось! Ведь над нами нависла явная угроза, что будущего не будет, что оно просто закончится на настоящем. Именно люди должны думать о том, что сделать, чтобы Земля, которая, несомненно, является живым организмом, не погибла.
– Что мешает задуматься об этом?
– Не устаю повторять: проблема в том, что мы еще только на пути к тому состоянию, которое можно назвать «Человек» в полном объеме нравственных чувств и интеллектуальной ответственности. Большинство только лишь очень похоже на людей, так же разговаривают, у них те же интересы, но у них нет одной важной составляющей – нет духовности. .. Даже хищники, которые пожирают слабых особей, съедают ровно столько, сколько им необходимо для поддержания жизни. Единственное существо на Земле, которое не знает предела в «поглощении», – это человек: он потребляет все больше и больше, движимый своим эгоизмом. Именно это и порождает кризисную ситуацию на грани катастрофы, к которой мы пришли, засоряя мировой океан, вырубая леса, не пресекая ядовитые выбросы…
Человечество еще недостаточно созрело для того, чтобы оценить самое главное человеческое качество – желание делать добро, проявлять милосердие, заботу о ближнем. На всех этапах образования нас учат чему угодно, кроме бережного отношения к земле, к окружающему нас миру. Нас учат патриотизму, но таким образом, что мы любим только тот клочок земли, на котором живем, а все остальное – пропади пропадом. Во всех сферах наше цивилизационное образование обогнало и продолжает стремительно обгонять духовное. Это «ножницы». Мы научились всему, что связано с разрушением, но пока не выработали механизмы, которые бы правильно использовали наш эгоизм.
По первой своей профессии, кибернетика, я специалист по оптимальному управлению и считаю, что очень важно, чтобы человек, движимый эгоизмом, научился чего-то добиваться в этой жизни не только для себя, но, главное – для других. Войдя в некую «пороговую зону», умел встать над своим эгоизмом, научиться управлять им.
Сегодня мы пришли к новому этапу развития, когда надо включить «обратную тягу», точно так же, как двигатели выносят ракету в атмосферу, а потом, чтобы она могла сесть, начинают работать в «обратном» направлении. Все наши эгоистические побудительные механизмы должны начать работать в обратную сторону, иначе мы погибнем. Нельзя отказаться от эгоизма, потому что это врожденное качество. Но человеку можно объяснить: если будешь продолжать жить так, погибнешь сам и погибнут твои потомки. Поделишься – и это пойдет тебе на пользу. Мы сможем выжить, только объясняя человеку, что добро является необходимым качеством, выгодным ему самому. Это и есть воспитание эгоистического альтруизма. Человека надо научить делать добро, используя в качестве аргумента его же собственные эгоистические потребности: душевное спокойствие, здоровье, продление жизни…
Необходимое отступление
Как видим, вслед за философами старого и нового времени Ибрагимбеков, определяя необходимое самоощущение личности как «эгоистический альтруизм», подчеркивает, что «человек неразумный» склонен отдавать приоритет материальному потреблению и пустым удовольствиям, именно в этом проявляются основные черты «массового человека»: постоянный рост жизненных запросов и врожденная неблагодарность, что в целом рисует образ избалованного Ребенка, живущего эмоциями и иллюзиями. Подобные «детки», «люди, только похожие на людей», образующие «массовое общество», подтачивают и разрушают основы собственного существования. Разумный же эгоист никогда так себя не ведет: он думает о долговременной выгоде, а не об удовлетворении сиюминутных потребностей. В то время как эгоцентризм – крайняя степень эгоизма – опасен для жизни. Ведь эгоцентрик не способен чувствовать окружающих, прогнозировать их действия, а значит, разумно соизмерять свои поступки с поступками других. Неслучайно сказано: «Свобода – это способность человека жить в условиях собственных самоограничений».
Второе, не менее важное и естественно связанное с первым, о чем в своем интервью побуждает задуматься писатель: как сделать, «чтобы Земля, которая, несомненно, является живым организмом, не погибла». Эта фраза для Р.Ибрагимбекова отнюдь не декларативна, в ней проявляется мировоззренческий подход художника к миссии человека на земле, к его целям и назначению. Сегодня такой подход называют «экологическим». Писатель справедливо подчеркивает, что «на всех этапах образования нас учат чему угодно, кроме бережного отношения к земле, к окружающему нас миру. Р.Ибрагимбеков по-своему продолжает тему знаменитого «эффекта бабочки» Р.Брэдбери. Углубляет и «заземляет» ее, переводит в пространство человеческих отношений, при этом всякий раз погружая читателя в поток времени, создающий тот жизненный контекст, в каком приходится жить и действовать его персонажам. В этом потоке у Ибрагимбекова все взаимосвязано: будущее и минувшее, мертвое и живое, поэтому один случайный поступок, встреча, однажды сделанный выбор, всуе произнесенное слово, в далеком ли прошлом, или сегодня, могут вызвать цепочку последствий, внешне никак не перекликающихся с первопричиной, но настигающих человека с неотвратимостью природной стихии.
К сожалению, мало кто задумывается об этом в состоянии радости или окрыленный успехом, пребывая в уверенности, что получил заслуженное… Зато отчаянные вопросы: «почему я?», «почему именно на мою долю выпали эти испытания?» - знакомы многим. Так происходит с героем замечательной повести писателя «Сложение волн», Эльдаром, которого лишь в обстоятельствах трагического абсурда посещает озарение: «любой поступок, все действия, совершаемые людьми, обретают жизнь в виде последствий; одни, как живые существа, умирают быстро, а другие могут иметь бесконечную длительность, создавая все новые и новые события, а те, цепляясь друг за друга, продолжаются веками»… Подобной роковой цепью связано все живое на земле… Но мы, в большинстве своем беспечно и легкомысленно проживая отпущенные нам годы, не задумываемся над этим, не улавливаем дальних указаний, потаенных связей и первопричин происходящего или не происходящего с нами и окружающим нас миром.
Лишь на пороге небытия угасающее сознание Эльдара пытается нащупать объяснение случившемуся с ним: «почему поступки, совершенные разными, и близкими, и далекими от него людьми, а вернее, последствия этих поступков, набегая друг на друга еле заметными волнами, однажды сложились в целое, и огромный вал обрушился на него, как тщательно организованный, коварный удар судьбы?.. Почему именно на него? Кто определил этот выбор? И когда возникла первая волна?..».
Мы никогда не узнаем о том, к чему пришел в своих размышлениях Эльдар. Смерть растворила все его догадки, страдания и надежды в вечности. А вот у читателя остается шанс пересмотреть и по-иному оценить страницы собственной жизни и тем самым попытаться что-то исправить в будущем. Возможно, шанс иллюзорный, но все же…
Еще более сложный по рисунку сюжетный «ковер» «ткется» писателем в другой повести – «Храм воздуха», где почти полувековая история нескольких поколений двух азербайджанских семей сплетается с историей страны, с судьбами вроде бы совсем незнакомых им людей. Необъяснимая поездка с женой и детьми на отдых в Кисловодск как будто включает в сознании героя некий пусковой механизм, приоткрывающий «тайную взаимосвязь событий, казалось бы, не имеющих друг к другу никакого отношения… С тех пор он все чаще и чаще находил подтверждение тому, что многие наши поступки оказывают влияние на жизни других людей, отдаленных от нас временем и расстоянием».
При размышлении о творчестве и судьбе Рустама Ибрагимбекова в памяти всплывает стихотворение древнегреческого поэта Архилоха:
Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой. Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов! Пусть везде кругом засады — твердо стой, не трепещи. Победишь — своей победы напоказ не выставляй, Победят — не огорчайся, запершись в дому, не плачь. В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй. Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт (пер. В. Вересаева)
Поразительным образом более чем через тысячу лет эти строки перекликаются с высказыванием Р.Ибрагимбекова в фильме «Камерная пьеса для двух городов», где он рассказывает своей жизни и творческих принципах: «В моей жизни практически ничего не меняется, кроме того, что я старею… Я дружу с теми же людьми, я женат на женщине, ближе которой у меня никого, кроме детей и брата, нет. Меняется только среда существования. Я абсолютно убежден, что главное – это оставаться самим собой и не поддаваться соблазнам изменений и тому, что обстоятельства на тебя давят… Что такое мудрость? Мудрость – это способность находить точную меру во всем».
Людмила ЛАВРОВА
Специально для газеты «Каспiй»
Москва
Наша справка:
Рустам Ибрагимбеков создал сценарии более 40 художественных и телевизионных фильмов, и практически все его литературные произведения были экранизированы; он написал более 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира.
Известность пришла к Рустаму Ибрагимбекову после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни« (реж. В.Мотыль), который сразу после выхода на экраны в 1970 году стал одним из любимейших фильмов советского зрителя.
Большой популярностью в Советском Союзе пользовался также фильм «Допрос», снятый Р.Ибрагимбековым по его сценарию совместно в Расимом Оджаговым (в главной роли А.Калягин). Основа творческих отношений Р.Ибрагимбекова с режиссером Никитой Михалковым была заложена в начале 70-х, когда Михалков снял свой первый фильм «Спокойный день в конце войны« по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Результатом их творческого содружества стал целый ряд получивших международное признание работ: «Урга. Территория любви» — удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля »Золотой лев», Государственной премии Российской Федерации; «Утомленные солнцем» — картина, получившая «Оскара» за лучший иностранный фильм, Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, Государственную премию Российской Федерации; и «Сибирский цирюльник«, также получивший Государственную премию.
Рустам Ибрагимбеков — председатель Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, секретарь Союза кинематографистов Российской Федерации, председатель Еврейского кинофестиваля в Москве, председатель Союза кинематографистов Азербайджана, член Европейской киноакадемии «Феликс» и Американской академии киноискусства, член Союза писателей Российской Федерации.
banner

Советуем почитать