
Кыргызстан вернулся к президентской форме правления
МНЕНИЕ
Недавно в Кыргызстане - небольшой центральноазиатской республике, периодически сотрясаемой революционными штормами и народными бунтами, прошли президентские выборы и референдум по возвращению к президентской форме правления. На выборах убедительную победу одержал Садыр Жапаров, осенью освобожденный из тюрьмы в ходе революции в Бишкеке.
Свою точку зрения на происходящее в Кыргызстане и Казахстане в интервью газете «Каспiй» выразил российский политолог Дмитрий Верхотуров.
- Как вы оцениваете прошедший в Кыргызстане референдум, согласно которому страна вернулась к президентской форме правления? С чем это было связано?
- Президентская форма необходима Кыргызстану. Раньше за все отвечал парламент, назначавший правительство. Президент работал, в сущности, только в сфере безопасности. Экономика и административное управление были фактически бесхозными. Президентские республики показали себя намного лучше. Лучше, чтобы один человек имел полномочия и отвечал за все, чем больше сотни депутатов.
- Означает ли победа Жапарова стабилизацию ситуации в Кыргызстане, или следует ожидать новой революции?
- Это были выборы без выбора, на голом административном ресурсе. Как ни странно, но я думаю, основываясь на опыте других постсоветских республик, что у Жапарова, как президента-популиста, есть шансы усидеть довольно долго. Народ все же любит обещания и не всегда помнит, что ему обещали раньше.
- Каковы перспективы развития Кыргызстана или ему светит перманентная революция и гражданская война?
- Я думаю, что все перспективы Кыргызстана на ближайшее время определяются тем, сколько народу сможет выехать и трудоустроиться в России. Более сложных идей, которые потенциально могут привести республику в порядок и дать ей процветание, народ не поймет и не примет. А что до революций и бурной политики, так надо же чем-то занять безработных людей.
- Какова ваша оценка прошедших в Казахстане парламентских выборов, на которых убедительную победу одержала правящая партия?
- А что, там можно было проголосовать за какую-то другую партию? «Нур-Отан» - далеко не блистательный образец, только ведь остальные партии намного хуже. На мой взгляд, почти все они лишь вывески, а не реальные партии. Можно было бы поговорить о бывшей КНПК, но они прямо перед выборами совершили политическое членовредительство: отреклись от коммунизма, переименовались и стали выступать, по сути, с националистических позиций. То есть это ренегаты. Голосовать за ренегатов - весьма сомнительное удовольствие.
- Означают ли эти выборы завершение переходного периода во властной элите от Назарбаева к Токаеву?
- Говорить о завершении эпохи и власти Назарбаева пока не приходится.
Роман ТЕМНИКОВ
|