• суббота, 20 Апреля, 19:40
  • Baku Баку 24°C

Балансирующая стратегия

15 января 2021 | 12:53
Балансирующая стратегия

РЕГИОН
На неделе состоялся рабочий визит министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова в столицу Пакистана - Исламабад, где в рамках трехсторонней встречи его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу и глава местного внешнеполитического ведомства Шах Махмуд Гурейши в очередной раз традиционно поддержали нашу страну в вопросе справедливости освобождения оккупированных азербайджанских земель от армянской агрессии.
И это была не дежурная встреча трех союзников - по итогам переговоров подписана даже итоговая декларация, текст которой следует воспринимать как признак естественного сближения позиций.
«Министры еще раз выражают свою приверженность поощрению сотрудничества в области обороны и безопасности, путем обмена передовым опытом, наращивания потенциала, новых и развивающихся технологий и регулярными визитами», - особо подчеркивается в тексте декларации.
Не надо передергивать факты
Братство официального Баку и Анкары проверено временем, но в свою очередь и Пакистан - единственное государство во всем мире, которое не признает Армению независимым государством из-за карабахского конфликта и полностью поддерживает справедливую позицию Азербайджана, выставляя в качестве залога признания отказ от агрессии в отношении соседей. Правда, и тут нашлись «эксперты», и их немало, которые по конкретному заказу решили передернуть факты и представить их в ином свете. Русскоязычный и франкоязычный сегменты виртуального пространства, словно сговорившись, пишут о том, что победоносная Отечественная война (они ее называют «второй Карабахской войной») стала реальным началом нового долговременного геополитического союза, «ориентированного на поддержку неоосманских (!) амбиций Анкары». Стороны якобы годами ждали нового регионального обострения, которое стало лишь катализатором для запуска этого суперпроекта.
Во-первых, стоит сказать, что методы притягивания за уши фактов в интернете уже устарели, поскольку уходят в прошлое различные видения, когда народы по-разному воспринимали события. Понятно, когда дело касается процессов, влекущих глобальные последствия (допустим, причины крушения европейских империй в начале прошлого века, Второй мировой войны, атомной бомбардировки мирных японских городов), разное видение выгодно основным интересантам геополитики. Но карабахский конфликт - явление региональное, а потому со временем во всех головах вырисовывается единая причинно-следственная связь. И если лет 30 назад очевидное преимущество было за армянской стороной, вместо которой «просвещенные» европейцы и русские сумели внушить миру байку «об азербайджанских бородачах, терроризировавших многострадальный самый древний народ в мире», сейчас всем все очевидно.
Во-вторых, этим горе-экспертам надо бы дать почитать или хотя бы полистать историю и географию Османской империи, в которую Пакистан никогда не входил, так как эта часть тогдашней Индии в средние века была за конкурентами турок, а затем и вовсе за британцами.
Скорее всего, основой нового военно-политического треугольника Азербайджан-Турция-Пакистан является противодействие религиозной и расовой (в широком смысле) несправедливости, а также общие недруги в виде Индии и Армении,
создающие для нас территориальные проблемы на пустом месте. Про две братские страны аудитория знает, а для Пакистана это Кашмир, в котором Индия всячески принижает достоинство и значимость мусульманского большинства, ставшего за последние десятилетия меньшинством. Надо бы при этом сказать, что поставки оружия между странами велись и до начала трехстороннего сотрудничества. Помнится, когда Пакистан лишился американской поддержки, на помощь пришла Турция: она помогла модернизировать американскую партию истребителей F-16. Самым крупным оборонным контрактом стала продажа Исламабаду 30 турецких вертолетов общей стоимостью $1,5 млрд. Азербайджан же рассматривает покупку у Пакистана выгодных в ценовом сегменте зенитных ракет Anza-II и самолета JF-17 Thunder, который был совместно разработан Пакистаном и Китаем. Также все три страны связывает совместное участие в военных учениях.
Крепнущие связи
Так что, безусловно, основным составным элементом двусторонних связей Баку с Исламабадом является военное сотрудничество, но не только. Официальные лица обоих государств не раз заявляли, что сближение между ними продиктовано стратегической целесообразностью.
Для Пакистана союз с Азербайджаном означает определенную степень признания его стремления стать более активным и влиятельным игроком в регионе. Для нас же чуть ли не самая густонаселенная исламская страна с ядерным оружием обеспечивает важную дипломатическую поддержку и является одним из ключевых военных партнеров. Баку стремится расширить это двустороннее военное партнерство. Обе страны разделяют озабоченность по поводу безопасности границ и растущей угрозы международного терроризма. Несмотря на различия в численности вооруженных сил и объемах военной промышленности, мы рассматриваем военное сотрудничество как средство достижения региональной безопасности.
Разумеется, военное сотрудничество Баку и Исламабада очень беспокоит Армению, поскольку там считают, что если Азербайджан воспользуется технологиями Пакистана, то Армения в противовес этому вынуждена будет рассмотреть вариант приобретения индийских противоракетных систем. Мол, Индия развивает эту отрасль в первую очередь, учитывая особенности пакистанских технологий и угрозы для собственной безопасности, исходящие от них.
Может, оно и так, но откуда у нищей Армении финансы, чтобы покупать индийское оружие? Да и позволят ли ей это «старшие смотрящие» в Кремле…
Между тем Пакистан неоднократно предлагал Азербайджану вступить в официальный военный альянс, который может стать ядром военного союза всех мусульманских стран.
В целом отношения Азербайджана и Пакистана - стратегического уровня, в том числе и в области военной промышленности. И вполне логично, что предложение о военном блоке мусульманских стран было озвучено в 2012 году Пакистаном именно в Баку. Азербайджан пока с прагматической осторожностью реагирует на это предложение, явно не желая ограничивать свои стратегические возможности и пространство для маневра.
Что касается Турции, то Анкара сейчас находится на передовой глобального противостояния, пытаясь балансировать между условными Западом и Севером (американцами и русскими, если называть вещи своими именами) и управлять зоной повышенного риска, каковой являются в данный момент ее приграничные регионы. Кроме того, сегодня она заинтересована в том, чтобы принять более активное участие в формировании новой конфигурации безопасности на Южном Кавказе.
В последнее время все чаще интересы Анкары и ее союзников по НАТО, в первую очередь США, сталкиваются в различных регионах - в Сирии, Ираке, Египте, Ливии, на Балканах. А потому Пакистан предоставляет Турции уникальный шанс по созданию военно-политического союза, обеспечивающего ее интересы в регионе независимо от мнения «вашингтонского обкома» по тому или иному вопросу.
В Исламабаде укрепление связей с Турцией рассматривают как возможность обзавестись сильным союзником, жизненно необходимым в условиях перманентного конфликта с Индией и постепенного охлаждения отношений с Пентагоном, а потому идея трансформации дружественных связей в стратегическое партнерство и в Баку, и в Анкаре, судя по всему, встречает полное понимание.
Азербайджан же в свою очередь является страной, опирающейся на возможности собственного пространства и геополитического положения. Наша страна избрала разумную концепцию «балансирующего» построения стратегии, подразумевающего избирательный выбор партнеров и даже временных попутчиков в том или ином отдельном вопросе, тем более что и Турция, и Пакистан поддерживают нас по всем вопросам, а не избирательно, как некоторые, на кого не обязательно указывать пальцем.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать