• пятница, 29 Марта, 09:30
  • Baku Баку 5°C

Боец спецназа о том, как брали Шушу: «Армяне об этом даже не подозревали...» (Фото)

19 декабря 2020 | 13:00
Боец спецназа о том, как брали Шушу: «Армяне об этом даже не подозревали...» (Фото)
На прошедшем 18 декабря заседании Совета глав государств СНГ Президент Азербайджана Ильхам Алиев рассказал об Отечественной войне за освобождение Карабаха, особо отметив тот факт, что после освобождения города Шуши любое сопротивление армян становилось полностью бессмысленным и продолжение военных действий могло бы привести к огромным человеческим жертвам.
Бой за Шушу стал одним из самых героических эпизодов второй Карабахской войны. В Армении до сих пор не могут понять, как азербайджанская армия освободила город. Говорят, что участвовали турецкие войска, о том, что Шушу просто «продали». Армянское общество не может поверить в то, что освобождали древний азербайджанский город по различным данным 300-400 наших спецназовцев.
Сегодня Media.Az беседует с Кянаном Султановым - одним из них:
– Освобождая Шушу и другие оккупированные армянами города и села Азербайджана, мы испытывали чувства гордости, радости и большой ответственности. Для меня каждый сантиметр азербайджанской земли является родным. И я счастлив, что участвовал при освобождении Физули, Джебраила, Зангилана, Губадлы, Суговушана, Гадрута, Худаферина, Гаджикенда, города Шуши.
Было трудно, мы теряли в боях друзей, но с каждым освобожденным от оккупантов районом чувствовали, что приближаемся к цели - Шуше. В Шушу нас вела непоколебимая вера в победу и помощь Аллаха. С этой верой мы пошли в атаку и освободили город.
– Вы воевали с первого дня?
– Да, все эти 44 дня я воевал во всех этих районах. Кстати, мои родные по материнской линии родом из Зангиланского района (станция Акара). Мой дед Магеррам Мамедов всегда мечтал вернуться туда, но, сожалению, он скончался, так и не увидев родные края. Но я обещал матери, что ее, бабушку и дядю непременно отвезу в Зангилан.
– Правда ли, что марш-бросок к Шуше вы делали с экипировкой общим весом в 40 килограммов?
– Нет. (Улыбается.) Наша экипировка весит более 40 килограммов. В нее входит девятикилограммовый бронежилет, вооружение, рюкзак, куда складываются необходимые вещи, такие как одежда, вода, спальный комплект, медикаменты. Так что экипировка весит от 45 до 50 килограммов. С этим тяжелым грузом мы днями проходили через горы, леса и долины.
– Сколько все-таки вас было и как вы попали в Шушу? Для армянских военных ваше появление стало неожиданностью?
– Нас было 300 человек из спецназа. Для врага наша атака оказалась большой неожиданностью. Они считали, что мы будем наступать через основную дорогу, но в течение 7-8 дней, зачастую ночами, мы смогли обойти дорогу через Ханкенди и проникли в глубь обороны врага. Армяне об этом даже не подозревали.
– Я знаю, что вы были ранены. Как это случилось?
– Первое пулевое ранение я получил по дороге из Ханкенди в Шушу, на возвышенности. Но я тогда ничего не почувствовал. Когда менял позицию, получил второе пулевое ранение в бедро. Затем пулевое ранение в голень. По мне работал снайпер.
После полученного ранения я продвинулся вперед и увидел боевого товарища из отряда разведки Газахского района, он тоже был тяжело ранен в ногу. Я вернулся в ту сторону, откуда в нас стреляли из танков и БМП, спустился на 200 метров вниз, в овраг. Поднял раненого товарища и оружие. Когда мы начали подниматься, нас обстреляли из миномета, взорвалась артиллерийская мина. Взрывной волной нас отбросило на 6-7 метров, мы ударились о скалу, я потерял сознание.
После того как пришел в себя, подполз к товарищу, опять поднял его на плечи, и, используя его оружие, мы вновь поднялись в Шушу. Там на вилле (говорят, что она принадлежит армянскому футболисту Мхитаряну), я оставил раненого в безопасности, оказал себе первую медицинскую помощь. После этого вернулся в город, чтобы подключиться к зачистке города.
В Шуше я воевал два дня, перевязав жгутом ногу, сам себе вводил обезболивающие инъекции. А 8 ноября мы подняли знамя – наш священный флаг, прозвучал гимн Азербайджана и азан. 9 ноября меня эвакуировали, так как мое состояние ухудшалось. К тому времени военные действие уже закончились, хотя артиллерийские обстрелы продолжались. Но в городе армянских военных уже не было.
11 ноября меня привезли в Гадрут, а отсюда направили в центральный госпиталь в Физули, где извлекли из бедра пулю. Состояние не улучшалось, и меня переправили в Баку. Здесь четыре дня пролежал в госпитале. То есть со дня ранения до приезда в госпиталь в Баку прошло восемь дней. Здесь выяснилось, что еще одна пуля не была извлечена, она находилась на глубине 4 см, так что сделали вторую операцию. Сейчас все в порядке, я возвращаюсь в свою часть. (Улыбается.)
banner

Советуем почитать