• суббота, 20 Апреля, 09:30
  • Baku Баку 14°C

Субстантивная реальность

23 октября 2020 | 17:46
Субстантивная реальность

КОНТЕКСТ
Как-то раз, лет 30 назад, будучи в деревне, мой отец попросил воды, что и было поручено моей тогда еще семилетней кузине. Она, понятное дело, заартачилась, но после звонкой оплеухи со стороны матери со скоростью молнии побежала и с извинениями живенько принесла целый баллон - для всех жаждущих.
В переводе на язык дипломатии это значит, что после конструктивной беседы одна из сторон конфликта согласилась на субстантивные переговоры.
Так и нынешняя Армения - 30 лет самые высокопоставленные гаранты на уровне стран-членов Совбеза ООН предлагали ей по-хорошему начать процесс освобождения оккупированных территорий Азербайджана, но она демонстрировала ребяческое неповиновение. Теперь же, после «внятного объяснения» со стороны официального Баку, ее руководство на каждом углу кричит о готовности к перемирию. Но ведь это могло произойти гораздо раньше и без превентивных мер…
Сатисфакция налицо
Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ также могут быть удовлетворены опосредованной сатисфакцией, так как правительство Никола Пашиняна, отвергая саму возможность следования Мадридским принципам, где во главе угла стоит вывод войск страны-агрессора с оккупированных территорий, оскорбляло столь непристойным поведением не только переговорный процесс, но и государства, выступающие гарантом регионального замирения.
Правительство Азербайджана всегда заявляло о приверженности повестке переговорного процесса, но предупреждало о недопустимости передергивания фактов и просило не ставить телегу впереди лошади. Как гласят выработанные документы, вначале агрессор освобождает земли, незаконно объявленные буферной зоной, и этот факт закрепляется документально. После чего начинаются переговоры по будущему самопровозглашенной «НКР», созданию гуманитарного коридора как для армян в Лачине, так и для азербайджанцев в Мегри, возврат беженцев и вынужденных переселенцев в места изначального проживания, в том числе в Нагорный Карабах, включая Ходжалы, Ханкенди и Шушу.
Армяне же, желая «услужить» официальной Москве, в качестве приоритета заявляют о необходимости присутствия российских миротворческих сил, пытаясь всеми правдами и неправдами втянуть наших северных соседей в большую войну. Но, во-первых, это технический аспект, который обсуждается по достижении основных договоренностей, по поручению руководства пяти стран, а во-вторых, должно быть полное согласие по военному представительству: допустим, Азербайджан, очевидно, выступит против присутствия миротворцев из Франции, Армения - против Турции. В любом случае, вначале следует закрепить политические договоренности о преодолении причин конфликта, а уже затем обговаривать следствия - такова логика. Но нет, армяне хотят, чтобы мир считался с их прихотями.
Позиция России
Примечательно, что на высказывания премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что компромиссной версией может стать присутствие российских миротворцев, ответил сам президент России Владимир Путин. В рамках состоявшегося накануне выступления на XVII заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» российский лидер в деталях рассказал о подходе Москвы к решению проблемы Карабаха, в настоящее время проходящей горячую военную фазу.
Путин ответил на все вопросы, которые на протяжении последних четырех недель обращались к Кремлю, по существу, закрыв тему того, каковы интересы России в нагорно-карабахском урегулировании, как она видит суть конфликта, что она должна и будет делать для установления мира между Арменией и Азербайджаном.
В частности, в ответ на провокационную формулировку британского историка и писателя Анатоля Ливена о том, что у России давние исторические и военные связи с Арменией, Владимир Путин прежде всего подчеркнул, что точно такие же давние гуманитарные связи у его страны и с Азербайджаном. Напомнив, что в РФ проживают миллионы армян и азербайджанцев, как россиян, так и граждан обеих южнокавказских республик, президент подтвердил, что для Москвы и Баку, и Ереван являются «равными партнерами». Таким образом, он пресек какие-либо попытки представить Армению как более близкое и более важное для РФ государство.
Попутно он отверг аргумент о том, что Армения ближе к России из-за христианства, напомнив, что 15% россиян - а это около 22 млн граждан - исповедуют ислам, а потому «даже в этом смысле Азербайджан - не чужая для нас страна».
Признав, что для разжигания нагорно-карабахского конфликта были использованы организованные из советского центра (!) нападения на армян в 1988 году, Владимир Путин тут же обратил внимание, что это не может быть ни причиной, ни поводом для того, чтобы территориальная целостность современной Азербайджанской Республики, не имеющей отношения к преступлениям руководства СССР, была нарушена. «Мы понимаем, что такая ситуация, при которой значительная часть территории Азербайджана страной утрачена, не может продолжаться вечно», - сказал президент России в самом начале ответа Ливену. Тем самым он четко озвучил не поддающийся сомнению фундаментальный подход к нагорно-карабахскому урегулированию: чего бы ни хотели или требовали в Армении, территория Азербайджана может и должна принадлежать только самому официальному Баку, а потому бесконечно удерживать ее под оккупацией Еревану не будет позволено.
Думаю, эта сентенция переводу и раскладыванию по полочкам не подлежит, так как в ней четко сказано: на чужой каравай рот не разевай!
Слабая логика Пашиняна
Честно говоря, у меня претензий к Николу Пашиняну нет - именно он своими безумными и нелогичными «тезисами» и откровенным денонсированием Венских и Санкт-Петербургских соглашений, которые были подписаны под гарантии МИД РФ, нанес жесткий удар по российской дипломатии и отказался от мирного диалога. Случилось это 1 сентября, сразу после того как Азербайджанская армия пленила командира армянской диверсионной группы старшего лейтенанта Гургена Алавердяна, признавшегося в подготовке диверсий на территории Геранбойского района. А что следует в международном праве после отказа от мирного диалога? Возобновление войны - что и произошло.
Правда, Пашинян не признается в намеренном вредительстве, но тысячи армянских матерей, потерявших на фронте практически зря выращенных сыновей и разочаровавшихся в победоносности их родной армии, вскоре напомнят горе-политику, кто он такой на самом деле.
А чего стоит провокационная поза его не нюхавшей пороха супруги на боевой позиции с автоматом в руках? Не худшим по провокационности был и другой перл, во время так называемой «инаугурации президента НКР» в Шуше и переноса в древний азербайджанский город заседаний «парламента НКР». И таких сногсшибательных жестов по отношению к официальному Баку за последние два с половиной года было допущено сотни, не говоря о намеренной дестабилизации Пашиняном внутриполитической ситуации.
В мировой практике международного права нет понятия «армянство», есть конкретный субъект - Армения, которая не признает «НКР». Почему в таком случае премьер кивает на непризнанное образование в качестве равноправной стороны переговоров, хотя по логике Минской группы, за столом сидят две стороны - Баку и Ереван? То есть в данной ситуации с правовой точки зрения получается, что Армения вмешивается в законную внутреннюю операцию по освобождению земель от оккупации, которая проводится на территории Азербайджана. В любом военкомате «НКР» можно узнать, каков удельный вес ее призывников (в среднем не более 15%), все остальные вынужденные участники боев с той стороны - граждане Армении, и это тоже довод не в пользу страны-агрессора.
Несколько лет назад армянская пресса взахлеб писала о «линии Оганяна», якобы неприступной системе укреплений, сравнимой с «линией Маннергейма», которая, правда, была прорвана Красной армией зимой 1940-го. Укрепления непризнанного образования тоже были прорваны в апреле 2016 года - те бои уже попали в историю военной тактики и стали лакмусовой бумагой слабостей армянской военной машины, создавать которую помогали сторонние силы.
На практике видно, что Национальная армия Азербайджана не выходит за пределы территорий, находящихся под юрисдикцией официального Баку, и никоим образом не воюет против мирного армянского населения. Тем более что ранее глава государства Ильхам Алиев особо подчеркнул, что Баку готов в любое время пойти на мирное урегулирование с учетом достижений на поле боя. При этом было поставлено одно условие: армянская сторона должна представить график сроков по деоккупации - с конкретными датами и реальными шагами.
Однако в это верится с трудом, так как по итогам апрельской четырехдневной войны Ереван уже принимал подобные условия в июне 2016-го, когда был подписан Санкт-Петербургский план. Там были означены достаточно четкие сроки вывода армянских войск из прилегающих к «НКР» пяти, а затем еще двух районов Азербайджана. То есть сейчас от армянской стороны требуется вернуться к тем планам, на которые она согласилась в июне 2016 года. Однако премьер-министр страны-агрессора думает, что за два с половиной года последовательной антироссийской политики заслужил право на особое отношение к себе со стороны Североатлантического альянса, на его поддержку. Мол, коллективный Запад, где первую скрипку якобы играют французские друзья, продавит нахрапом стратегические, в том числе и дипломатические позиции не только Азербайджана и Турции, но и России. Но и здесь его логика хромает.
Во-первых, Париж не на первых ролях ни в Совбезе ООН, ни в НАТО, во-вторых, надо быть слепым, чтобы не видеть, как просели его позиции в Сирии и Ливии. Кроме того, президенту Эммануэлю Макрону «не до жиру, быть бы живу» - он исключительно силовыми методами справляется с собственными демонстрантами, сваливая причины всех внутриполитических и даже экономических бед на абстрактных «исламистов». И самое главное: неужели Вашингтон простит такую «шалость», как свержение своего в доску Михаила Саакашвили и избрание президентом Грузии гражданки Франции, с явным намерением Парижа перетянуть и Армению на свою сторону?
Поэтому можно констатировать, что Пашинян просчитался вдвойне. Ясно, что от ОДКБ он не может ждать помощи. Так, на ереванском саммите организации в октябре 2016 года его партнеры четко заявили, что их гарантии безопасности распространяются на саму Армению, но они не имеют никакого отношения к так называемой «НКР», которая не имеет никакого отношения к сфере ответственности этой военно-политической структуры. Поняв, что в рамках ОДКБ воевать за его авантюры никто не собирается, он официально развернул всю относительно разнонаправленную дипломатию и политику на Запад. Его страна подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом, что стало открытым вызовом для ЕАЭС, существенно расширила программу партнерства с НАТО.
Но зачем, спрашивается, Североатлантическому альянсу защищать интересы окончательно не определившегося с приоритетами Пашиняна, если в регионе есть официальный представитель в лице Турции? Неужели полуграмотный журналист полагает, что ради «второй древнейшей нации» в Брюсселе поступятся юго-восточным флангом, надежно прикрытым братской нам страной? Пашинян ожидал, что в благодарность за антироссийскую позицию ему будут помогать американцы, французы, немцы, итальянцы. Эти мысли его вдохновляли, но теперь он понял, что Европа, за исключением греков и курдов, не готова его защищать.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать